Суббота, 20.04.2024, 15:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Семинары и конференции [3]
В данном разделе размещены статьи, доклады, выступления на семинарах, посвященных обеспечению функционирования производственных лабораторий.
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SITE LOGO
    Главная » Статьи » Семинары и конференции

    Проблемы развития и технического переоснащения производственных лабораторий предприятий цементной промышленности и пути их решения

    Многогранная задача непрерывного совершенствования и обеспечения стабильности работы производственной лаборатории требует от ведущих специалистов предприятия навыков экстренного реагирования в безграничном, непрерывно-изменяющемся потоке информации, способностей отслеживая закономерностей изменения и развития методологии и технологий. Реализовать данные потребности с минимальными затратами возможно только объединив свои усилия предприятий смежных отраслей, использующие общие методики и сходную структуру организации лабораторных исследований, тем самым объединяя приобретенный опыт на доконкурентном этапе производства.

     

      Опыт постсоветских государств показывает, что вступление в ВТО и ЕС способствовало радикальному замещению основных принципов и позиций в техническом переоснащении лабораторий и применению комплексного подхода к обеспечению их деятельности. Согласно референциям поставщиков, количество закупаемого оборудования в эти периоды возрастало на несколько порядков. К примеру, в 1997 году спектрометров компании BELEK было продано больше, чем за предыдущих 10 лет! К такому объему закупок следует основательно подготовиться.

    10-15 лет назад, когда в Европе был бурный период развития некоторых сегментов лабораторного рынка, в его освоении и структуризации особую роль сыграли как объединения производителей, так и ассоциации потребителей. Адаптируя европейский опыт к украинской реальности, возникла необходимость создания подобной структуры и в Украине.

      В условиях трансформации украинской экономики и преобразования социального сознания общества, существовавшая ранее система обеспечения деятельности производственных лабораторий уже не работает, а условия для формирования нового организационно-экономического механизма инновационного развития таких лабораторий еще предстоит создать. Для этого необходимо разработать модель развития маркетинга такого узкого сегмента рынка как аналитическая аппаратура и лабораторное оборудование, способствующего осуществлению комплекса действий, обеспечивающих эффективное взаимодействие потребителя и поставщика. В связи с этим, необходимо заострить внимание на решении двух наиболее важных проблем.

    Первая проблема – это подготовка специалистов для работы в лабораториях. Поскольку Украина вступила на путь европейской интеграции, одним из стратегически важных факторов развития экономики становится конкурентоспособность украинского образования  и соответствие его уровня и качества международным стандартам. За последние годы во всем мире произошли разительные перемены в подготовке специалистов различного уровня. 15-20 лет назад в основе образования в высших учебных заведениях была принята концепция «обучение на всю жизнь», которая в настоящее время сменилась концепцией «непрерывного образования». В связи с этим становится все более актуальным получение последипломного образования. Гармонично развивающееся предприятие  нуждается в хорошо подготовленных, мотивированных, квалифицированных специалистах, но когда учебные лаборатории ВУЗов имеют оборудование 70-80х годов, создать условия для получения качественного образования очень сложно. Поэтому первоочередная задача украинского образования – интеграция ВУЗов и работодателей. Несбалансированность их интересов на региональном уровне – основная причина того, что, не имея конкретизированного спроса, ВУЗы не торопятся создавать материальную базу для подготовки специалистов, поскольку в данном случае спрос формирует предложение.

    Вторая, не менее важная проблема – это техническое переоснащение лабораторий. Украинский рынок лабораторного оборудования не структурирован и разобщен, и как следствие, не представляет коммерческого интереса для ведущих производителей. Поэтому основным способом ведения ими бизнеса в Украине был выбран франчайзинг, как наиболее эффективный способ интенсивного расширения бизнеса владельца при меньших капитальных затратах, чем при традиционных способах ведения бизнеса. Корни франчайзинга идут в средневековье, а первые, относительно современные примеры использования франчайзинга частным бизнесом были в 50-х годах 19 века. Компания «Зингер» франшизует право на продажу своей продукции (швейных машин) «агрессивному» продавцу, способному принести товар прямо покупателю и показать «чудеса», которые машина может творить. Дилеры платили Зингеру по 60$ за машинку, а продавали по 125$. На протяжении нескольких лет сотни дилеров стали богатыми людьми. К сожалению, объемы нашего рынка не вызвали большого интереса у франчайзи (прямых держателей франшизы), и образовавшуюся нишу заполнили  субфранчайзи, суб-субфранчайзи, держатели доверенностей от вторых-третьих лиц и пр. Издание Instrumenta (Великобритания) приводит данные о 362-х компаниях, считающихся основными на мировом рынке аналитической аппаратуры и лабораторного оборудования. Из этого списка названия 2-3-х  десятков компаний встречаются на рынке продаж в Украине, и только 2-3 компании продают оборудование непосредственно потребителю. В то же время список всевозможных представительств, эксклюзивных и прочих, не уложится и в 2-3 сотни. В этом круговороте «доверенностей» и «эксклюзивов» отдельно взятому потребителю очень сложно разобраться, даже если есть желание. В условиях, когда рынок разорван на мельчайшие кусочки, о каком интересе поставщиков может идти речь, если объем продаж ведущих компаний в Украине по отношению  к общему объему недотягивает и до одного процента. Применяемая субпоставщиками «политика хаоса» на рынке исчерпала свои возможности. Для изменения сложившейся ситуации существует экстренная необходимость объединения потребительского потенциала и его концентрация, с целью привлечения внимания и заинтересованности Производителя оборудования к прямому сотрудничеству. Последующее построение долгосрочных взаимовыгодных отношений, на условиях индивидуально-ориентированного взаимодействия возможно только при изменении подходов к решению существующей проблемы.

    Дальнейшее исследование и постановка проблем имеет второстепенное значение, так как они вытекают из вышеприведенных; и сосредоточившись на решении основных проблем автоматически нормализуется общая картина функционирования лабораторий.

    Отдельно взятые предприятия с разной степенью успешности и, как правило, бессистемно пытаются решать эти задачи в одиночку. Ошибки при этом типичны, они тиражируются, и устранение только одной из них позволит сэкономить значительные средства. Многолетний опыт работы предприятий, преодолевших этот путь самостоятельно, продемонстрировал необходимость участия в этом процессе некоммерческой организации, которая взяла бы на себя координацию действий технического, экономического и организационного характера, направленных на конечный результат – комплексное удовлетворение потребностей лабораторий контроля качества и создание условий для их развития.

    Единая система обеспечения деятельности производственных лабораторий – это недостающее звено в системе контроля качества в условиях рыночной трансформации экономики Украины. Основной принцип построения объединенной системы обеспечения – это поэтапная адаптация европейских принципов взаимодействия рыночных структур к реальным условиям работы в Украине, с учетом возрастающего уровня социального сознания общества и менталитета нации. Эти принципы настолько просты, что не всегда кажутся правдой.

    Фундаментом этой системы является объединенный потребительский потенциал. Используя его как инструмент, можно решить и две основные проблемы, и все остальные, вытекающие из них.

    Первый шаг определяет последующие, и эффективным шагом в этом направлении является заключение Ассоциацией «Системы контроля качества» Украины «Соглашений о сотрудничестве» с объединениями предприятий «МЕТАЛЛУРГПРОМ», «Укрцемент» а также с предприятиями других отраслей. Их потенциал образовал «критическую массу» участников, необходимую для взаимодействия с поставщиком.

     Главным управлением промышленности Донецкой облгосадминистрации во исполнение Указа Президента Украины «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере технического регулирования и потребительской политики» от 13.07.2005 года, создана «Комиссия по вопросам перспективного развития и технического переоснащения лабораторий контроля качества промышленных предприятий Донецкой области». Согласно решению Комиссии, на базе структурных подразделений Ассоциации «Системы контроля качества» Украины:

    - создается учебно-демонстрационный центр (УДЦ), в котором будет проводиться демонстрация заявленного лабораториями оборудования для ознакомления с его работой и подтверждения правильности выбора путем проведения необходимых измерений и испытаний;

    - организовано взаимодействие между поставщиками и ВУЗами. К примеру, компания «Carl Zeiss» в рамках этой программы предоставила демонстрационные образцы оборудования, необходимого для проведения курсов повышения квалификации, которые организованы в Национальной Металлургической Академии Украины в г. Днепропетровске. Аналогичные договоренности достигнуты с компаниями «TESTING» и «Shimadzu». Ведутся переговоры по размещению демонстрационных образцов аналитического оборудования в учебных лабораториях Донецкого Национального Технического Университета. Планируется организовать курсы повышения квалификации для специалистов по качеству предприятий цементной промышленности на кафедре Технологии строительного производства и строительных материалов в Харьковской Национальной Академии городского хозяйства. В оборудованных таким образом лабораториях могут проводиться не только курсы повышения квалификации, но и подготовка студентов для предприятий данных отраслей и научно-исследовательская работа над перспективными проектами;

    - разработана инновационная система по обслуживанию и ремонту оборудования. Схема работы этой системы построена по принципу, когда производитель обязуется только поставлять запасные части (расходные материалы) и обучать необходимое количество сервисных специалистов предприятий. Развиваясь, система сама регулирует количество специалистов и уровень их подготовки в соответствии с растущей необходимостью. Обучение происходит как в учебном центре, так и непосредственно на предприятии заказчика, что менее затратно и более эффективно. Работая по этой схеме, специалисты предприятия получают данные о характерных поломках, методах их устранения, стоимости ремонта, системных недостатках и неточностях разработки конструкции и ее слабых местах - эта информация поступает в базу данных системы обеспечения, и является основополагающей при определении коэффициента «цена/качество», характеризующего в конечном итоге конкурентоспособность прибора;

    - налажено сотрудничество с поставщиками, поставляющими оборудование непосредственно потребителю через оператора оптовых закупок. В эту схему не включено даже звено «оптовик». Отдел закупок работает по транзитной схеме, то есть по договору комиссии и не является собственником товара при организации и осуществлении поставок, сокращая при этом налоговые расходы. Доход отделу закупок обеспечивает высокий оборот при низкой рентабельности, поэтому относительный показатель расходов на единицу закупленной продукции невысок (при прямой закупке цена всегда ниже дилерской);

    - разработано «Положение о торговом отделе», участниками которого являются  эксклюзивные дистрибуторы производителей оборудования;

    - разработана концепция стимулирования. Инициатива стимулирования правильности выбора должна исходить от работодателя и способствовать удовлетворению ЕГО интересов, а не наоборот. Великий шотландец Адам Смитт (1723-1790) сформулировал принципы, образующие базу рыночной экономики: процветание общества является результатом не столько альтруистического поведения, сколько обеспечения соответствия взаимных интересов покупателя и продавца посредством конкурентного обмена.

    Дело в том, что по бытующему мнению, альтруизм, по сравнению с эгоизмом, чувство крайне непостоянное. Люди стремятся получить вознаграждение. Именно преследование личного интереса побуждает людей к труду. Характер вознаграждения определяется индивидуальными предпочтениями. Если обмен свободен и конкурентен, то риск злоупотребления своей рыночной позицией ограничен с обеих сторон. Нравственное обоснование системы базируется на признании того факта, что люди ответственны за свои действия и способны решать, что для них хорошо, а что нет.  

    Реализовать свободу своего выбора в условиях глобализации процессов возможно только при условии сокращения цепи посредников, применяя прозрачную методику ценообразования и стимулирования. Эти изменения следует изучать и координировать.

    Следующими шагами, способствующими развитию «системы» являются:

    - введение в эксплуатацию учебно-демонстрационного центра;

    -регистрация участников рынка продаж с предоставлением полного пакета данных, определяющего их статус на рынке для зачисления в члены торгового отдела. Ими могут быть только эксклюзивные представители производителя (закупка оборудования и услуг при посредничестве суб-франчайзи производителя только в исключительных случаях). Эта процедура не является обязательной. Тем не менее, по мнению пользователей оборудования, она жизненно необходима и проводится с целью определения критерия оценки того или иного трейдера: объем продаж, количество товарных позиций, предоставляемые услуги, наличие собственного отдела сервиса, региональных представительств и т.д. По результатам анкетирования специальная комиссия при участии представителей отраслевых и территориальных советов специалистов по качеству и объединений работодателей осуществляет градацию поставщиков на категории в каждом сегменте оборудования и предлагаем выставочное место в учебно-демонстрационном центре.

    Информацию по итогам анкетирования необходимо обязательно доводить до сведения потребителей, тендерных и других ревизионных служб предприятий, чтобы все видели реальную картину игроков рынка и принимали на ее основании решения о сотрудничестве с той или иной торгующей компанией.

    Эти шаги будут определяющими в тактике преодоления очередного этапа, который определяется понятием Сверхмаркетинг. Сущность его в концентрации усилий на создании условий, способствующих комплексному решению одновременно нескольких проблем потребителя.

     Переход к политике продажи продукции непосредственному потребителю – это важнейший этап в развитии рыночных отношений, который прошли все развитые экономические системы и на этом этапе заложен огромный финансовый резерв, который приносит экономическую выгоду, как покупателю, так и производителю аналитической аппаратуры и другого оборудования для лабораторий.

    Таким образом, следует отметить, что инновационная составляющая такого роста требует особого типа экономического поведения и новых приоритетов в социальной и технической политике.

    Практика внедрения «единой системы обеспечения» на предприятиях показала, что наибольшее количество проблем связано с социально-психологическими аспектами этой работы, поскольку отношение персонала к идее повышения эффективности деятельности предприятия на основе взаимодействия в «единой системе» колеблется от энергичной поддержки до упорного сопротивления переменам. И необходимо приложить немало усилий для того, чтобы количество сторонников и активных участников «системы» неуклонно увеличивалось, а количество противников было бы сведено к минимуму.

     Необходимо разрозненные части приобретенного опыта в различных сферах деятельности объединить в единый, мощный, неразрывный поток знаний, выстроенный в новейшем, наддисциплинарном ключе, оставив для истории бессистемный и дорогостоящий единоличный подход к решению этой проблемы.

    Комплексный системный подход к организации единой системы обеспечения деятельности, формирование организационно-экономического механизма инновационного развития производственных лабораторий – основное условие перехода от догоняющего развития к новому инновационно-структурному типу экономического роста Украины.

    Категория: Семинары и конференции | Добавил: askku (19.04.2007) | Автор: Доровской В.А. W
    Просмотров: 4105 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024